Опубликовано: 2017-07-30 Дополнено: 2021-10-19

Нерезкозть. Или устраняем нечеткость на фотографиях.

Просмотров Комментариев 0

Нерезкость, равно как и очень похожая на нее «шевеленка» считаются самым неустранимым дефектом фотографии. Что такое нерезкость, объяснять не надо, это знают и понимают все. Однако, вот парадокс, если попросить кого-нибудь дать полную и предельно четкое определение нерезкости, десять человек по-разному сформулируют это понятие. Тем не менее в большинстве характеристик будут звучать слова «нечеткость», «размытость», «расплывчатость».

Это по сути и есть характеристики нерезкости. Нерезкое изображение прежде всего — нечеткое, в нем отсутствуют мелкие детали. И оно именно «размытое», «расплывчатое», поскольку в нем смазаны границы между яркостными переходами.

Стало быть, напрашивается вывод, чтобы уменьшить нерезкость изображения мы должны либо добавить в него мелких деталей, либо сделать более четкими границы перепада яркостей. Либо и то, и другое.

К сожалению, первая задача невыполнима, если в изображении нет мелких деталей, то восстановить их и не получится. А вот сделать более четкими границы перепада яркостей — это запросто. В этом случае хотя новых мелких деталей на изображении так и не появится, существующие станут более различимыми, что и будет восприниматься как повышение резкости. Именно так работает известные функции Sharpness и Unsharp Mask в графических редакторах.

Однако работают эти методы лишь в очень небольших пределах, на границе разрешения человеческого глаза, когда на изображении все же присутствуют по настоящему мелкие, хотя и размытые детали. При сильной нерезкости и при сильной «шевеленке» сделать более четкими границы перепада яркостей нельзя по той простой причине, что эти границы настолько размазаны, что найти их становится проблематично. Их просто не существует.

Есть ли выход?

Да есть, коенечно. Просто спросите себя, -- а вам обязательно иметь это изображение именно в виде фотографии?

Раз на нерезком изображении не существует четких границ между участками различной яркости их надо просто создать искусственно. Не абы как, разумеется, а так, чтобы они были более-менее привязаны к изображению. При этом разумеется, получившееся изображение будет совсем не таким, каким было бы исходное изображение будь оно резким, но это — разумная плата за спасение неудавшегося снимка.

Наиболее старым способом, известным еще с позапрошлого века является наложение на нерезкую фотографию резкого растра. Поразительно, но изображение тут же начинает выглядеть именно «резким», хотя из-за растра количество различимых мелких деталей на нем уменьшается. Здесь срабатывает чисто психофизическая особенность нашего зрения, -- глаз видит на фото резкий растр, и говорит вашему сознанию: «раз на фотографии есть такие резкие детали, значит она — резкая».

Технологии против плохой четкости.

Век компьютерных технологий дает нам возможность скоррелировать этот растр с изображением и даже более того, составить само изображение из точек и линий растра. И вместо очень нерезкой фотографии мы получим резкий офорт или рисунок.

Каким образом нанести подобный растр? Есть десятки, если не сотни способов, начиная от стандартных фильтров для наложения растра и текстур, , которые входят в состав любой графической программы и кончая специализированными плагинами, такими, например, как Indian inc, Andromeda EtchTone, Andromeda CutLine.

Однако для того, чтобы растр сработал должным образом, желательно его накладывать на черно-белое изображение. На цветное тоже в принципе можно, но результат в этом случае будет в какой-то мере непредсказуем.

Если же вам хочется, чтобы «исправленное фото» непременно оставалось цветным, то можно прибегнуть к другому способу устранения нерезкости, , который также пришел к нам из аналоговой эпохи. На нерезкой фотографии огромное количество плавных переходов между тонами и цветами и соответственно она содержит сотни тысяч или даже миллионы цветовых оттенков. Зачем такое количество? Для того, чтобы понять, что изображено на фото, достаточно десятков или даже единиц цветов. При уменьшении количества цветов границы между ними становятся четкими и резкими. Соответственно и фотография будет выглядеть резкой. Но и фотографией ее уже нельзя будет назвать, скорее — рисунком, плакатом, постером.

Именно поэтому подобный процесс в компьютерной графике и называется «постеризацией». Другое его название, пришедшее из той же аналоговой эпохи — «изогелия». В принципе, теоретически, подобный эффект можно получить просто уменьшив число цветов в фотографии, -- это позволяет любой графический редактор. Однако хорошую, правильную, изогелию можно сделать только при помощи специального программного обеспечения, позволяющего не только уменьшить количество цветов, но задать границы между цветами и их оттенки, прорисовать дополнительные контурные или плоские линии между участками.

Вы не поверите, как много существует в природе фильтров и плагинов способных достичь подобного эффекта. Только в составе стандартных поставок Paint Shop Pro и PhotoShop их десятки. Примеры их работы можно посмотреть на иллюстрациях. А если же Вам вдруг еще понадобятся уникальные wap click решения тогда Вам нужно идти прямиком на http://wap.partners, ребята знают свое дело и предложат именно Вам что-нибудь уникальное.

Комментарии ()